Готовы изменения в Жилищный кодекс
Законопроектом уточняется система договорных обязательств при способах управления управляющей организацией, товариществом собственников жилья и непосредственном управлении в многоквартирном доме. Вводится определение понятий "обязательные платежи" и "взносы" при способе управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, а также перечень действий ТСЖ и управляющих организаций направленных на профессиональное управление жилым домом.
Также Законопроект уточняет порядок создания товариществ собственников жилья домах новостройках, а также вводит запрет на участие застройщиков в создании ТСЖ, устанавливается процедура предоставления инициаторам общего собрания будущих собственников помещений информации, необходимой для организации собрания.
Кроме того, настоящим законопроектом решается проблема несения владельцами помещений в домах-новостройках до регистрации ими прав собственности на построенные помещения расходов на содержание многоквартирного дома и оплату коммунальных услуг.
В частности если будущие собственники не смогли на этапе строительства создать ТСЖ, то до приобретения и регистрации собственности существует правовой вакуум регулирования выбора способа управления домом-новостройкой. Для предотвращения этой проблемы Законопроектом предусмотрено, что на дома-новостройки распространяются процедуры, установленные для собственников помещений в многоквартирном доме.
Одновременно уточняются порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, обеспечивающий в условиях инфляции финансирование обеспечения требуемого состояния общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку в настоящее время отсутствует какое-либо регулирование установления органами местного самоуправления размера платы для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда предлагается поручить Правительству РФ установить принципы определения размера такой платы.
Также предлагается совершенствовать процедуры заключения договора управления многоквартирным домом. В частности, вводится новое существенное условие договора - срок его действия. Максимальный срок действия договора увеличивается до 7 лет. Автоматическое пролонгирование договора допускается только на 1 год.
Изменение способа управления многоквартирном является основанием для расторжения заключенного договора управления многоквартирным домом в одностороннем порядке. При досрочном расторжении договора управления многоквартирным домом уточняется необходимость возврата обеими сторонами (управляющей организацией и собственниками помещений) друг другу денежных средств, связанных с невыполнением взаимных обязательств.
Также предлагается ввести возможность внесения прямых платежей собственников ресурсоснабжающим организациям, что исключит невыполнение обязательств перед ресурсоснабжающими организациями и повысит стабильность экономических отношений.
Уточняется процедура передачи старой управляющей организацией технической документации новой управляющей организации, созданному ТСЖ. вводится административная ответственность за нарушение такой обязанности и обязанность возместить связанные с таким нарушением убытков.
Также вводится дополнительный ежеквартальный отчет управляющей организации о наличии (отсутствии) просроченной задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями.
Для принятия решения о проведении текущего ремонта элементов общего имущества в многоквартирном доме требуется принятие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 2/3 голосов от всех собственников помещений в доме. Законопроектом вводится изменение, при котором квалифицированное большинство голосов оставляется только для капитального ремонта и реконструкции многоквартирного дома. Для текущего ремонта элементов общего имущества в многоквартирном доме вводится простое большинство голосов от числа голосов присутствующих на общем собрании (как и для выбора способа управления и утверждения условий договора управления многоквартирным домом).
Уточняются обязанности органа местного самоуправления по предоставлению информации о размерах платы нанимателей и применяемых тарифах в соответствии с их компетенцией.
Вводится процедура обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и на прилегающих территориях, за состояние которых отвечают органа местного самоуправления.
С 1 января 2013 г вводится обязательное членство управляющих организаций в саморегулируемой организации.
На период до 1 января 2013 г предусмотрено введение для управляющих организаций уведомительного порядка о начале осуществления такими организациями деятельности по управлению многоквартирными домами. При этом функции приема и учета таких уведомлений возлагаются на государственные жилищные инспекции.
Вводится административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности управляющими организациями, а также за непредоставление должностным лицом ТСЖ собственникам помещений в многоквартирном доме или будущим собственникам сведений или предоставление заведомо ложных сведений о решениях и деятельности органов управления ТСЖ.
Одновременно уточняются условия и повышается уровень административной ответственности управляющих и подрядных организацией за выполнение возложенных на них договорами обязательств по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Вводится административная ответственность собственников помещений в многоквартирном доме за непринятие решений по обеспечению надлежащего состояния помещений индивидуального пользования и общего имущества в многоквартирном доме, а также административная ответственность должностных лиц органов местного самоуправления за нарушение порядка и правил проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, уточняется административная ответственность за нарушение порядка и правил признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признания жилого помещения непригодным для проживания; перевода жилого помещения в нежилое или обратно, а также за нарушение процедур согласования переустройства и /или/ перепланировки жилого или нежилого помещения.
Кроме того, вводится административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение управляющей организацией обязанности передать техническую документацию, за неисполнение или ненадлежащее исполнение председателем обязанности передать вновь выбранному председателю правления ТСЖ предусмотренные законодательством РФ документы и печать указанной организации, а также за необоснованный отказ или уклонение управляющей организацией и товариществом собственников жилья, подрядной организацией при непосредственном управлении многоквартирным домом от ремонта приборов учета потребляемых в многоквартирном или жилом доме энергетических ресурсов в установленные законодательством сроки.
Ряд изменений направлен на совершенствование регулирования порядка энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В частности, предлагается установить, что нормативы потребления коммунальных услуг могут применяться при расчетах за коммунальные услуги только при отсутствии данных о количестве энергетических ресурсов, потребленных за период три и более месяца.
Также Законопроектом предлагается установить, что многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 г после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии или распределителями при горизонтальной разводке системы отопления и в других случаях, когда их установка экономически целесообразна.
Энергетическое обследование многоквартирного дома должно проводится в добровольном порядке при принятии решения собственниками помещений в многоквартирном доме и за плату, вносимую лицу, ответственное за содержание многоквартирного дома, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме - лицу, проводящему энергетическое обследование.
Также Законопроект уточняет порядок создания товариществ собственников жилья домах новостройках, а также вводит запрет на участие застройщиков в создании ТСЖ, устанавливается процедура предоставления инициаторам общего собрания будущих собственников помещений информации, необходимой для организации собрания.
Кроме того, настоящим законопроектом решается проблема несения владельцами помещений в домах-новостройках до регистрации ими прав собственности на построенные помещения расходов на содержание многоквартирного дома и оплату коммунальных услуг.
В частности если будущие собственники не смогли на этапе строительства создать ТСЖ, то до приобретения и регистрации собственности существует правовой вакуум регулирования выбора способа управления домом-новостройкой. Для предотвращения этой проблемы Законопроектом предусмотрено, что на дома-новостройки распространяются процедуры, установленные для собственников помещений в многоквартирном доме.
Одновременно уточняются порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, обеспечивающий в условиях инфляции финансирование обеспечения требуемого состояния общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку в настоящее время отсутствует какое-либо регулирование установления органами местного самоуправления размера платы для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда предлагается поручить Правительству РФ установить принципы определения размера такой платы.
Также предлагается совершенствовать процедуры заключения договора управления многоквартирным домом. В частности, вводится новое существенное условие договора - срок его действия. Максимальный срок действия договора увеличивается до 7 лет. Автоматическое пролонгирование договора допускается только на 1 год.
Изменение способа управления многоквартирном является основанием для расторжения заключенного договора управления многоквартирным домом в одностороннем порядке. При досрочном расторжении договора управления многоквартирным домом уточняется необходимость возврата обеими сторонами (управляющей организацией и собственниками помещений) друг другу денежных средств, связанных с невыполнением взаимных обязательств.
Также предлагается ввести возможность внесения прямых платежей собственников ресурсоснабжающим организациям, что исключит невыполнение обязательств перед ресурсоснабжающими организациями и повысит стабильность экономических отношений.
Уточняется процедура передачи старой управляющей организацией технической документации новой управляющей организации, созданному ТСЖ. вводится административная ответственность за нарушение такой обязанности и обязанность возместить связанные с таким нарушением убытков.
Также вводится дополнительный ежеквартальный отчет управляющей организации о наличии (отсутствии) просроченной задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями.
Для принятия решения о проведении текущего ремонта элементов общего имущества в многоквартирном доме требуется принятие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 2/3 голосов от всех собственников помещений в доме. Законопроектом вводится изменение, при котором квалифицированное большинство голосов оставляется только для капитального ремонта и реконструкции многоквартирного дома. Для текущего ремонта элементов общего имущества в многоквартирном доме вводится простое большинство голосов от числа голосов присутствующих на общем собрании (как и для выбора способа управления и утверждения условий договора управления многоквартирным домом).
Уточняются обязанности органа местного самоуправления по предоставлению информации о размерах платы нанимателей и применяемых тарифах в соответствии с их компетенцией.
Вводится процедура обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и на прилегающих территориях, за состояние которых отвечают органа местного самоуправления.
С 1 января 2013 г вводится обязательное членство управляющих организаций в саморегулируемой организации.
На период до 1 января 2013 г предусмотрено введение для управляющих организаций уведомительного порядка о начале осуществления такими организациями деятельности по управлению многоквартирными домами. При этом функции приема и учета таких уведомлений возлагаются на государственные жилищные инспекции.
Вводится административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности управляющими организациями, а также за непредоставление должностным лицом ТСЖ собственникам помещений в многоквартирном доме или будущим собственникам сведений или предоставление заведомо ложных сведений о решениях и деятельности органов управления ТСЖ.
Одновременно уточняются условия и повышается уровень административной ответственности управляющих и подрядных организацией за выполнение возложенных на них договорами обязательств по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Вводится административная ответственность собственников помещений в многоквартирном доме за непринятие решений по обеспечению надлежащего состояния помещений индивидуального пользования и общего имущества в многоквартирном доме, а также административная ответственность должностных лиц органов местного самоуправления за нарушение порядка и правил проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, уточняется административная ответственность за нарушение порядка и правил признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признания жилого помещения непригодным для проживания; перевода жилого помещения в нежилое или обратно, а также за нарушение процедур согласования переустройства и /или/ перепланировки жилого или нежилого помещения.
Кроме того, вводится административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение управляющей организацией обязанности передать техническую документацию, за неисполнение или ненадлежащее исполнение председателем обязанности передать вновь выбранному председателю правления ТСЖ предусмотренные законодательством РФ документы и печать указанной организации, а также за необоснованный отказ или уклонение управляющей организацией и товариществом собственников жилья, подрядной организацией при непосредственном управлении многоквартирным домом от ремонта приборов учета потребляемых в многоквартирном или жилом доме энергетических ресурсов в установленные законодательством сроки.
Ряд изменений направлен на совершенствование регулирования порядка энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В частности, предлагается установить, что нормативы потребления коммунальных услуг могут применяться при расчетах за коммунальные услуги только при отсутствии данных о количестве энергетических ресурсов, потребленных за период три и более месяца.
Также Законопроектом предлагается установить, что многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 г после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии или распределителями при горизонтальной разводке системы отопления и в других случаях, когда их установка экономически целесообразна.
Энергетическое обследование многоквартирного дома должно проводится в добровольном порядке при принятии решения собственниками помещений в многоквартирном доме и за плату, вносимую лицу, ответственное за содержание многоквартирного дома, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме - лицу, проводящему энергетическое обследование.