ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ГРАЖДАН ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ » УК ООО "Квартал"
Поиск
Мини профиль
Логин:
Пароль:
Сегодня праздник
Праздники России
Онлайн
Сейчас на сайте
Всего на сайте: 2
Пользователей: 0
Гостей: 2
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ГРАЖДАН ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Добавил : kvartal Просмотров : 2691 Комментариев : 0 Категория : Информация
В настоящее время нормативное регулирование деятельности по приему наличных платежей граждан в оплату товаров, работ, услуг, в том числе, в оплату жилого помещения и коммунальных услуг, подверглось существенным изменениям в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее – Закон №161-ФЗ), Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее – Закон №162-ФЗ), которым были внесены изменения в различные нормативные правовые акты, в том числе, в Федеральный закон от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее – Закон №103-ФЗ), Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" – далее – Закон о банках.

Основные изменения, внесенные в указанные Закон №103-ФЗ и Закон о банках, вступающие в силу с 29.09.2011 года, сводятся к следующему:

· Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей (соответствующее условие предусмотрено частью 21 ст. 4 Закона №103-ФЗ, которая введена Законом N 162-ФЗ);

· Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), по которому могут осуществляться только следующие операции:

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

4) списание денежных средств на банковские счета.

(Соответствующие условия предусмотрены ч. 14-17 ст. 4 Закона №103-ФЗ в редакции Закона №162-ФЗ).

· Отношения, связанные с привлечением кредитными организациями (операторами по переводу денежных средств) банковских платежных агентов, регулируются теперь не ст. 13.1. Закона о банках, а ст. 14 Закона о национальной платежной системе.

Учитывая, что на практике во многих муниципальных образованиях распространена схема отношений, при которых созданные расчетные центры (информационно-расчетные центры) осуществляют прием платежей граждан за жилое помещение и коммунальные услуги в качестве операторов по приему платежей, в отсутствие собственной контрольно-кассовой техники или платежных терминалов привлекающих платежных субагентов, в роли которых выступают кредитные организации, рассмотрим указанные выше изменения подробнее.

Закон №103-ФЗ, действующий в настоящее время (в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 289-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ), приводя в п. 3 ст. 2 определение основных понятий, используемых в данном Законе, в качестве платежных агентов рассматривает любых юридических лиц, осуществляющих деятельность по приему платежей, не делая каких-либо исключений.

Таким образом, Закон №103-ФЗ прямо не регламентирует отношения, касающиеся приема платежей граждан, в которых именно банки выступают в роли платежных агентов (платежных субагентов), однако, при этом не содержит и прямого запрета на выполнение банками функций платежных субагентов. Учитывая изложенное, сложилась многочисленная практика привлечения расчетными центрами, выполняющими функции расчетов и начислений платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, но не имеющими собственных касс или терминалов, банков в качестве платежных субагентов, осуществляющих деятельность по приему платежей граждан за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом положение банков (кредитных организаций) в этой ситуации оказалось достаточно спорным ввиду необходимости соблюдения ими требований как банковского законодательства (Закона о банках), так и законодательства, регулирующего отношения, связанные с приемом платежей граждан (Закона №103-ФЗ), одновременное применение которых являлось практически нереализуемым (или спорным) ввиду того, что, например, Закон №103-ФЗ содержит ограничения, которые отсутствуют в Законе о банках. К таким ограничениям, установленным Законом №103-ФЗ относятся, в частности, следующие:

· Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ч.10 ст. 4);

· Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей (ч.7 ст. 4);

· Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой отдельный банковский счет (счета) (ч.15 ст.4).

Таким образом, для целей устранения соответствующей спорной ситуации и в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" законом №161-ФЗ были внесены изменения в различные нормативные правовые акты, в том числе, в Закон о банках и в Закон №103-ФЗ. Так, в соответствии со ст. 19 Закона №162-ФЗ, вступающей в силу с 29 сентября 2011 года, в качестве платежного агента (как оператора по приему платежей, так и платежного субагента) не может выступать кредитная организация (под которой в соответствии со ст. 1 Закона о банках понимается как банк, так и небанковская кредитная организация). Следовательно, внесение соответствующих изменений в Закон №103-ФЗ говорит о том, что с 29 сентября 2011 года заключение с кредитной организацией договора об осуществлении приема платежей физических лиц, по условиям которого кредитная организация будет выступать платежным агентом, признается неправомерным (не допускается). Что же касается заключенных ранее договоров с кредитными организациями, в которых такие организации выступают в роли платежных субагентов, то в соответствии с Письмом Банка России от 07.07.2011 N 99-Т "О требованиях законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе", такие договоры подлежат расторжению со дня вступления в силу Закона N 162-ФЗ, т.е. с 29 сентября 2011 года.

Следовательно, если действующие в настоящее время расчетные и информационно-расчетные центры, не имея собственных касс и (или) платежных терминалов, осуществляют деятельность по приему платежей граждан за жилое помещение и коммунальные услуги только с привлечением платежных субагентов, в роли которых выступают кредитные организации, необходимо решить вопрос о расторжении заключенных с такими кредитными организациями договоров на прием платежей граждан, направив им для подписания соответствующие соглашения о расторжении договоров (или дождавшись от них таких соглашений), а также об организации нового порядка приема платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги. При этом при организации соответствующего нового порядка необходимо учитывать следующее.

Для действующих расчетных и информационно-расчетных центров сохраняется возможность сохранить статус оператора по приему платежей, осуществляющего прием платежей граждан за ЖКУ, при отсутствии у таких центров собственных касс и (или) платежных терминалов, с условием привлечения в качестве платежных субагентов:

· либо организаций федеральной почтовой связи в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи",

· либо юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, или индивидуальных предпринимателей, имеющих контрольно-кассовую технику и (или) платежные терминалы, в соответствии с требованиями Закона №103-ФЗ.

Если действующими расчетными (информационно-расчетными центрами) будет принято решение о приобретении собственных касс и (или) платежных терминалов, это позволит им выступать в роли операторов по приему платежей, непосредственно осуществляющих прием платежей физических лиц за жилое помещение и коммунальные услуги без привлечения платежных субагентов (или с их привлечением для целей расширения круга мест приема платежей),.

Приобретение расчетными (информационно-расчетными центрами) платежных терминалов и (или) банкоматов дает им возможность выступать в роли банковского платежного агента при условии заключения с банком (иной кредитной организацией) как с оператором по переводу денежных средств договора в соответствии с требованиями ст. 14 Закона №161-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона №161-ФЗ, привлечение оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента может осуществляться при одновременном соблюдении следующих требований:

1) осуществлении деятельности по приему наличных платежей от физических лиц от имени оператора по переводу денежных средств (в нашем случае – банка);

2) проведении банковским платежным агентом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации клиента - физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета;

3) использовании банковским платежным агентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств (по указанному счету могут осуществляться только следующие операции: 1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; 2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента); 3) списание денежных средств на банковские счета);

4) подтверждении банковским платежным агентом принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи кассового чека, соответствующего требованиям частей 10 - 13 ст. 14 Закона №161-ФЗ;

5) предоставлении банковским платежным агентом физическим лицам информации, предусмотренной частью 15 ст. 14 Закона №161-ФЗ;

6) применении банковским платежным агентом платежных терминалов и банкоматов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
ЗАО “АКЦ Жилкомаудит"