Взимание платы за опломбирование индивидуальных приборов учета и мест установки ИПУ незаконно.
Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (статья 8 названного Федерального закона).
При этом на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемого ресурса, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимися к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена договора определяется соглашением сторон.
В соответствии с п.9 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. При этом указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
В соответствии с п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, исполнитель обязан предоставить потребителю информацию о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261 ФЗ не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета.
В соответствии с п.146 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, собственники энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), на которых возложена обязанность по их оснащению приборами учетами, вправе при условии выполнения указанных в настоящем разделе требований к порядку установки, замены и эксплуатации прибора учета привлекать на основании соответствующих гражданско-правовых договоров для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
При этом под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки. Под заменой прибора учета понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке. Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Согласно ч. 5 ст. 20 данного Закона приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 №149. Как следует из п.3 Порядка, данный договор является публичным и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственником (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы.
Данным Приказом определено, что установка приборов учета осуществляется специализированными организациями по соответствующим заявкам заказчиков (собственников помещений).
В соответствии с пунктом 13 Приказа определено, что существенными условиями договора являются обязательства исполнителя по вводу в эксплуатацию прибора учета и последующему гарантийному обслуживанию.
Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок установки приборов учета энергетических ресурсов, не предусматривают возможность их установки самостоятельно физическими лицами (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2011 г. по делу N А41-12518/11).
С учетом изложенного, суды общей юрисдикции признают требования оплаты работ по пломбированию индивидуальных приборов учета с потребителей, навязыванием последним дополнительных платных услуги, что нарушает требования законодательства о защите прав потребителей (апелляционные определения суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.06.2012 по делу N 33-2444/2012, от 18.09.2012 по делу N 33-4154/2012, Томского областного суда от 23 марта 2012 г. по делу N 33-621/2012, Иркутского областного суда от 6 июля 2012 г. по делу N 33-5448/2012, Нижегородского областного суда от 24 апреля 2012 г. по делу N 33-2830/2012, Свердловского областного суда от 24 июля 2012 г. по делу N 33-7606/2012, от 28 августа 2012 г. по делу N 33-10334/2012).
Кроме того, ни нормы данного Закона об энергосбережении, ни иные нормативные правовые акты не содержат требований к опломбировке места установки прибора учета, как и не указывают на то, что действия по такой опломбировке являются обязательной частью процедуры по вводу прибора учета в эксплуатацию. Действующее нормативное правовое регулирование не возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах обязанности по возмездному приобретению у управляющей организации услуги за опломбирование места установки прибора учета. Действия по взиманию платы на опломбировку мест установки приборов учета ущемляют интересы собственников помещений в многоквартирных домах (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2012 № А33-2818/2012, Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012 по делу № А33218/2012).
Позицию судов по данному вопросу поддерживают органы ФАС, Роспотребнадзора, прокуратуры
(см. ссылки http://sverdlovsk.fas.gov.ru/news/7070,
http://www.energovopros.ru/novosti/2327/24857/, http://www.vechorka.ru/gazeta/?b=view&articleID=25818).
Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (статья 8 названного Федерального закона).
При этом на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемого ресурса, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимися к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена договора определяется соглашением сторон.
В соответствии с п.9 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. При этом указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
В соответствии с п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, исполнитель обязан предоставить потребителю информацию о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261 ФЗ не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета.
В соответствии с п.146 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, собственники энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), на которых возложена обязанность по их оснащению приборами учетами, вправе при условии выполнения указанных в настоящем разделе требований к порядку установки, замены и эксплуатации прибора учета привлекать на основании соответствующих гражданско-правовых договоров для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
При этом под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки. Под заменой прибора учета понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке. Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Согласно ч. 5 ст. 20 данного Закона приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 №149. Как следует из п.3 Порядка, данный договор является публичным и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственником (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы.
Данным Приказом определено, что установка приборов учета осуществляется специализированными организациями по соответствующим заявкам заказчиков (собственников помещений).
В соответствии с пунктом 13 Приказа определено, что существенными условиями договора являются обязательства исполнителя по вводу в эксплуатацию прибора учета и последующему гарантийному обслуживанию.
Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок установки приборов учета энергетических ресурсов, не предусматривают возможность их установки самостоятельно физическими лицами (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2011 г. по делу N А41-12518/11).
С учетом изложенного, суды общей юрисдикции признают требования оплаты работ по пломбированию индивидуальных приборов учета с потребителей, навязыванием последним дополнительных платных услуги, что нарушает требования законодательства о защите прав потребителей (апелляционные определения суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.06.2012 по делу N 33-2444/2012, от 18.09.2012 по делу N 33-4154/2012, Томского областного суда от 23 марта 2012 г. по делу N 33-621/2012, Иркутского областного суда от 6 июля 2012 г. по делу N 33-5448/2012, Нижегородского областного суда от 24 апреля 2012 г. по делу N 33-2830/2012, Свердловского областного суда от 24 июля 2012 г. по делу N 33-7606/2012, от 28 августа 2012 г. по делу N 33-10334/2012).
Кроме того, ни нормы данного Закона об энергосбережении, ни иные нормативные правовые акты не содержат требований к опломбировке места установки прибора учета, как и не указывают на то, что действия по такой опломбировке являются обязательной частью процедуры по вводу прибора учета в эксплуатацию. Действующее нормативное правовое регулирование не возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах обязанности по возмездному приобретению у управляющей организации услуги за опломбирование места установки прибора учета. Действия по взиманию платы на опломбировку мест установки приборов учета ущемляют интересы собственников помещений в многоквартирных домах (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2012 № А33-2818/2012, Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012 по делу № А33218/2012).
Позицию судов по данному вопросу поддерживают органы ФАС, Роспотребнадзора, прокуратуры
(см. ссылки http://sverdlovsk.fas.gov.ru/news/7070,
http://www.energovopros.ru/novosti/2327/24857/, http://www.vechorka.ru/gazeta/?b=view&articleID=25818).